ru / en / 中文
Основные изменения российского ИТ-законодательства в 2019 году

Основные изменения российского ИТ-законодательства в 2019 году

13 февраля 2020

В 2019 году был принят ФЗ № 90-ФЗ, так называемый закон о «суверенном Интернете», которым были внесены значительные изменения в ФЗ «О связи» и «Об информационных технологиях и защите информации». Закон о «суверенном Интернете» направлен на создание инфраструктуры для обеспечения безопасного и бесперебойного функционирования сети Интернет на территории России в случае отключения от глобальной сети Интернет и вступил в силу 1 ноября 2019 года.  Данный закон устанавливает дополнительные обязанности для собственников технологических сетей связи, точек обмена трафиком и линий связи. Согласно положениям закона в случае возникновения угроз функционированию сети Интернет на территории РФ, Роскомнадзор вправе осуществлять централизованное управление сетью связи общего пользования путем управления техническими средствами противодействия угрозам, предустановленными в своих сетях операторами связи, и (или) путем передачи обязательных к выполнению указаний операторам связи и иным лицам. Помимо этого, закон предусматривает создание национальной системы доменных имен, куда в том числе вошли домены .RU, .РФ, .SU.

В 2019 году были также внесены изменения в правила регулирования российского программного обеспечения. Наиболее важным нормативным актом, принятым в сфере ПО, стал ФЗ №425-ФЗ от 2 декабря 2019 года о предустановке российского программного обеспечения. Согласно этому закону, предустановка отечественного ПО на отдельные виды электронных устройств становится обязательной. При этом данный ФЗ не поясняет кто обязан предустанавливать ПО, не содержит конкретного перечня таких электронных устройств или их характеристики, а также не определяет обязательного к установке перечня российского ПО. В пояснительной записке к закону приводятся следующие примеры электронных устройств: смартфоны, компьютеры и телевизоры с функцией Smart-TV. Ожидается, что перечень устройств, порядок установки, а также виды предустанавливаемого ПО, в которое могут войти антивирусные программы, навигаторы, платежные и поисковые системы и аудиовизуальные сервисы, будут разъяснены в постановлении Правительства РФ.

Необходимо отдельно выделить ряд изменений к требованиям к ПО, включаемом в Единый реестр российских программ – так, для того, чтобы программное обеспечение было признано российским, оно не только должно принадлежать российским субъектам без преобладающего иностранного участия, но и его гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация должны осуществляться российскими субъектами.

В 2019 году произошли существенные изменения по части регулирования производства радиоэлектронной продукции. В целях поддержки производства такой продукции на территории России было принято Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 года  № 878 о принятии мер стимулирования производства данной продукции при осуществлении государственных и муниципальных закупок товаров, работ и услуг. В перечень радиоэлектронной продукции, утвержденной вышеупомянутым Постановлением, вошли компьютерное, электронное и оптическое оборудование, батареи, аккумуляторы, а также волоконно-оптические кабели. Согласно данному Постановлению, создается Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, основанием для включения в который является заключение Министерства промышленности и торговли как для радиоэлектронной продукции, так и для телекоммуникационного оборудования. Для признания российского происхождения телекоммуникационное оборудование должно соответствовать широкому ряду требований, включая:

  • факт регистрации в РФ в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица; при этом суммарная доля прямого и (или) косвенного участия граждан РФ, российских организаций без преобладающего иностранного участия в уставном капитале заявителя должна составлять более 50%;
  • являться разработчиком ПО, используемого в оборудовании, или иметь лицензию на его использование (в этом случае ПО должно быть включено в Реестр российских программ).
  • являться правообладателем изобретения или полезной модели в случае, если они используются в составе оборудования.

При этом, в рамках государственных и муниципальных закупок радиоэлектронной продукции заказчик должен отклонять все заявки, содержащие предложения о поставке продукции с иностранным происхождением, если на участие подано не менее двух заявок, которые одновременно содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в  данный реестр и не содержат предложений о поставке одного и того же вида продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц. Ко всем иным видам закупок Постановление № 878 обязывает предоставление приоритета тем участникам, которые предложили для закупки оборудование из реестра.

В 2019 году изменения коснулись и требований к системам хранения данных, а именно были внесены корректировки в Правила хранения мобильными операторами текстовых сообщений абонентов, голосовой информации, изображений, звуков и видео-сообщений пользователей (Постановление Правительства РФ от 28 мая 2019 года №673), и был установлен запрет на допуск иностранных программно-аппаратных комплексов СХД к закупкам товаров для государственных или муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2019 года №1746).

ФЗ от 2 декабря 2019 года №405-ФЗ внесены изменения в статью 13.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ, теперь согласно которой операторы связи будут вынуждены заплатить крупные штрафы (от 1 до 18 млн рублей) при несоблюдении требования о «локализации» персональных данных. Под «локализацией» здесь подразумевается обеспечение при сборе персональных данных граждан РФ выполнения определенных способов их обработки с использованием баз данных, находящихся в России. В дополнение было принято Постановление Правительства РФ № 146, которым были утверждены правила организации и проведения Роскомнадзором проверок деятельности операторов персональных данных, включающие ряд новых положений, как, например, уменьшение времени между плановыми проверками с 3 до 2 лет для операторов биометрических персональных данных, передающих такие данные на территории некоторых стран (включая США и некоторые страны СНГ), а также операторов, осуществляющих обработку персональных данных по поручению зарубежных компаний, не зарегистрированный в России.

Источник: IT-News